Что наша жизнь? Игра? Театр? Режиссер, сценарист и мастер-кукольник Олег Педан считает, что это «аттракцион» – аппарат, за некую плату выдающий вариант развития событий. Не устроил результат – начни сначала, достаточно бросить в щель следующую монетку. Главное, найти ее в кармане.
Игра и жизнь тесно переплетены в новом анимационном фильме Педана, который так и называется «Аттракцион». Мультипликатору, по его словам, впервые удалось написать сценарий, где с одной стороны ничего особенного не происходит, а с другой – за восемь минут проходит жизнь.. При этом присутствие главного героя в картине ощущается, но его целиком в кадре нет. Он тоже наблюдатель, зритель видит происходящее его глазами.
Действие начинается утром, зимой, в детстве — с войны снеговиков…
Несмотря на несколько пессимистичный, философский сюжет, персонажи Олега Педана не теряют своего обаяния, остаются милыми, позитивными. Им хочется сопереживать. К ним можно будет прикоснуться в галерее «Парсуна», где со второй декады февраля и будут представлены герои новой анимационной картины. Круглые дома-башни и угловатые деревянные горожане, автомобили и участники баталий – снеговики. И, конечно же, плюшевый мишка, по сюжету часто сидящий на руле велосипеда, – верный спутник хозяина, некий символ детского восприятия. Фактически он – проекция главного героя в мультипликационной вселенной: глазки-бусинки, трогательный красный шарфик с сине-желтыми полосками.
На вопрос о том, что в фильме было сложнее всего сделать, Педан отвечает: «Написать сценарий. Что же касается декораций, тут материал сам трансформируется в образы. Я никогда не загадываю: сшить облака из носков. Тогда нужно во что бы то ни стало выполнить задумку. Наоборот, вижу что-то и понимаю во что оно может превратиться: попался синтетический шпагат – получились деревья, было полведра мелочи – сняли море денег», – резюмирует мультипликатор.
Настраивают на лирический лад и представленные здесь же на выставке картины художника-постановщика Игоря Коткова. Некоторые написаны специально к «Аттракциону». Например, «Прибытие» – тревожный пейзаж в серо-пурпурных тонах. По волнам навстречу полной луне скользит двухмачтовый парусник. Мишутка за штурвалом. До берега недалеко. Небо освещает последний луч закатного солнца. Справа по борту осенний прибрежный парк. Он пуст. Глядя на картину, возникает ощущение, что каждый, плывущий по волнам жизни, одинок.
Будто стоп-кадр из мультфильма и работа «Зимняя война» – солдаты-снеговики, снежные танки и самолеты собираются атаковать снежную крепость. Равны ли силы, готовы ли к обороне защитники цитадели, зритель решает сам. Мы видим армии накануне сражения. Перемирия не будет, но придет весна, — настанет конец войне, снежные полки растают.
Монтаж «Аттракциона» почти завершен, и мультипликаторы уже обсуждают новый фильм о бракованной кукле, которая ожила и даже кого-то спасла. Но это уже совсем другая история.
Марина Брикимова