По образу своему и подобию…
Текст: Лариса Шайгородская Однажды подруга показала мне шикарные цветные каталоги с фотографиями кукол. Куклы были совсем не-детскими, великолепием и философичностью они напоминали художественные портреты или скульптуры. Одни — смотрели на меня с чувством собственного достоинства, другие – паясничали, третьи – вызывали сопереживание… У каждой куклы были характер и судьба. Этот мир увлекал и завораживал, и становилось очевидным: кукла – не игрушка и не бездушная вещь, а вместилище живой энергии творца. Впрочем, как и любое произведение искусства. Увидев таких кукол «вживую», трудно отделаться от желания приобрести хотя бы одну, а лучше — собрать коллекцию. Позже я узнала, что коллекционирование авторских кукол по карману далеко не каждому.
Таланты и поклонники
Жанр авторской художественной куклы зародился в искусстве совсем недавно. Произошло это именно тогда, когда магазины детских игрушек заполонили куклы серийного производства. Но авторская кукла имела гораздо больше общего с серьезной живописью, чем с детской «пупсятиной». Запад пережил «кукольный» бум приблизительно полвека назад. Тогда в Европе появились первые специализированные выставки, школы и «кукольные» аукционы. Советские же художники-кукольники воспринимали свою работу исключительно как интересное хобби, даже не подозревая, что создание куклы – это серьезная профессия. Но… Мир ахнул, когда в 90-ых гг. увидел их работы. Что там красивые девы, розовощекие младенцы и мягкие мишки, привычные для взгляда западного коллекционера! Куклы мастеров пост-советского пространства на этом «слащавом» фоне выделялись особой авторской интонацией – страстью, жизненностью, юмором… Качество этих работ мир оценил по достоинству. К примеру, на последней выставке в Голландии, работы местных кукольников стоили $200-300, «наши» — $1000-3000.
Цены на работы лучших мастеров-кукольников современности растут благодаря колоссальному интересу со стороны коллекционеров. Собранием таких творений занимаются либо люди, неизлечимо «заболевшие» куклами, превратившие это хобби в главное дело жизни (владельцы специализированных «кукольных» галерей, журналов и т.д.), либо небедные оригиналы — наследники фамильных состояний, представители бизнеса, шоу-бизнеса, политики… Собирать кукол не менее престижно, чем картины, бриллианты, антиквариат и древние монеты. Среди знаменитых коллекционеров кукол современности — Деми Мур (кстати, в коллекции последней есть 12 кукол современной русской кукольницы Татьяны Баевой), Элтон Джон, Майкл Джексон, Брюс Виллис, Вупи Голдберг, Робин Уильямс, Селин Дион, Барбара Стрейзанд, Опра Уинфри, супруга экс-президента США Барбара Буш. Кукол коллекционировала принцесса ДианаДо недавнего времени самым известным «кукольным» коллекционером в мире была модель Матисса и Боннара, известная парижская галеристка — Дина Верни. Ее коллекция в последствии была продана за $4,7 миллиона на аукционе Sotheby’s (что доказывает: увлечение куклами – не только интересное хобби, но и хорошая инвестиция). Куклами «больны» Анита Цой, Чулпан Хаматова, Ольга Кабо, Илза Лиепа, жена Александра Малинина, Андрей Макаревич, Александр Лившиц, Вячеслав Малежик… Жена Леонида Ярмольника, Оксана, делает собственные куклы. Говорят, коллекционированием авторской куклы увлечено семейство Лужковых. И что интересно — большинство коллекционеров кукол, по данным исследований аукционного дома Sotheby’s, — одинокие мужчины средних лет! Это — ведущие политики и состоятельные бизнесмены, чьи имена галеристы хранят в строгой секретности. «Назвать никого не могу, — говорит директор московского клуба-студии «Кукольная коллекция»
Елена Громова. — Это очень известные люди из правительства… Никто из них не хочет афишировать свою коллекцию. Знаете, ведь обыватель может подумать: «Страна голодает, а он куклы скупает по $5 тысяч!..»
Среди клиентов галерей есть и «заядлые» коллекционеры-профи, отслеживающие работы интересных авторов, разбирающиеся в цене и качестве, и просто любители, те, кто покупает куклы, скорее, по наитию, чем по трезвому расчету. Хотя… В общем-то, куклу нельзя выбирать из голого расчета. Кукла должна зацепить, затронуть за живое. Иначе она просто не приживется в доме, даже если владельцу заранее известно — цена на такую работу в будущем будет только расти.
«Иногда видишь куклу, и понимаешь – это твое. И нельзя выпустить из рук. И знаешь, что без нее не сможешь дальше жить, — так рассказывает о своем подходе к подбору коллекции Елена Громова. – Покупка куклы начинается с такого ощущения. И вопрос денег в этот момент фактически не стоит». Может быть, именно благодаря такой одержимости и сумела «увести» из-под носа Майкла Джексона уникальную куклу Джо Эллен Триллинг «Деликатес-Танго» хозяйка московской Кукольной галереи Вахтановъ Ирина Мызина? Владельцы галерей рассказывают, что иногда клиенты-коллекционеры, увидев какую-нибудь новую великолепную работу, просто теряют самоконтроль и просят: «Остановите же меня! Мне уже некуда будет ее поставить!». И все равно снова и снова приходят в салон… Правда, если кукла, не дай бог, не прижилась, ее без разговоров забирают назад – в галерею. Товар-то ведь – более чем специфический.
«Многие кукольные коллекции, и моя в том числе, — рассказывает президент Клуба коллекционеров кукол России Светлана Пчельникова, — начинались с подарка. Получив на праздник или семейное торжество авторскую куклу, будущий коллекционер впервые открывал для себя мир кукол и затем начинал увлеченно изучать все, что с ним связано. Заметьте, как явно присутствует в подаренной кукле образ самого дарителя. Куклу ведь нельзя купить между делом. Задавшись целью приобрести такой дар, человек будет искать нечто особенное, созвучное его душе. Подарить куклу может только очень смелый человек, ведь такой поступок равносилен признанию, что в тебе еще живо что-то беззащитно доброе, детское…».
Но как же распознать среди множества кукол настоящее произведение искусства? «Каждая коллекционная кукла, — рассказывает Ирина Мызина, — имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. И еще — каждая «уважающая себя» коллекционная кукла имеет сертификат с личной подписью мастера».
Наиболее известные публичные коллекции кукол в Москве находятся в кукольной галерее Вахтановъ, в салоне Карины Шаншиевой, в клубе-студии «Кукольная коллекция», в Клубе Коллекционеров Кукол, в галерее «Роза Азора». В Киеве на сегодняшний день существует только один специализированный салон авторской куклы — галерея «Парсуна». В галерее представлены куклы современных российских и украинских художников Александры Окатовой, Ирины Елисеевой, Екатерины Петрик, Ирины Киршиной, Натальи Долганниковой, Оксаны Помазан, Татьяны Деревинской, Марины Руденко, Виктора Горяева и Тамары Бухлицкой. Но кажущееся обилие имен не должно пугать человека, впервые заинтересовавшегося авторской куклой. Разобраться в модных течениях этого жанра и найти «своих» художников можно без труда. Ведь, по словам специалистов, на территории СНГ хороших мастеров-кукольников не так уж и много – 30-40 человек. Дефицит стоящих художников приводит к тому, что галеристам зачастую поступают предложения от коллекционеров скупать все подряд работы того или иного автора.
«Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но сегодня огромную коллекционную ценность представляют и работы современных мастеров, — считает Ирина Мызина. – Ведь коллекционная кукла — это шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит любое помещение, создаст особую атмосферу уюта. К тому же с течением времени авторская кукла может сама «вырасти» в антикварное произведение, превратиться в семейную реликвию».
Куклы и деньги
Как и на любое другое произведение искусства, цена на куклы не поддается какому-либо объективному расчету. Сложилось так, что стоимость авторской художественной куклы в Москве колеблется от $500 до $15 тыс. (в исключительных случаях фиксировалась цена в $50 тыс.), в Киеве – от $300 до $2 тыс.
«Куклы, как и все подлинные произведения искусства, – яркие творения художников. Глядя на них люди, задумываются, улыбаются, уносятся мыслями за пределы реальности в поиске законов красоты и гармонии, — говорит соучредитель Международного Салона кукол в Москве Ольга Лахина. — Главная составляющая цены куклы – это авторская идея художника, его талант и мастерство, вдохновенное прозрение, вызывающее у зрителя сильнейший эмоциональный отклик».
По словам Светланы Пчельниковой (известный московский коллекционер является одновременно и экспертом по вопросам инвестирования в предметы искусства), инвестиции в авторскую художественную куклу — это хороший способ вложения денег. Только за последние два года стоимость авторских кукол в России фактически поднялась на 200%. Увлечение куклами становится не менее модным, чем коллекционирование современной живописи. «Современная художественная авторская кукла отличается целостностью образа, — говорит Ирина Мызина. – Это — работы, продуманные до тончайших нюансов, до самых мелких деталей костюма, каждая — имеет историю, настроение и свой неповторимый образ». Не удивительно, что куклы привлекают такое число поклонников. Клиентская база только одной московской галереи насчитывает до 50-ти постоянных покупателей, а в Клубе коллекционеров кукол — их около 300.
«Зарабатывает» каждая галерея по-разному, в среднем наценка на авторскую работу составляет от 30% до 200%, в зависимости от настроения и амбиций галериста. «Грош цена галеристу, который просто зарабатывает деньги на художнике» — считает Елена Громова. Когда-то она помогла приехавшей в Москву с севера художнице Юлии Ральниковой выжить. Ведь пробиться в Москве без папы-мамы, без жилья и средств к существованию – невероятно сложно. Теперь Юлия – «звезда». У нее с успехом проходят авторские выставки. А галерист Елена Громова говорит, что просто счастлива этим, и дело тут далеко не во вложенных или заработанных деньгах.
Многие из известных современных галеристов и коллекционеров и сами занимаются созданием кукол: кто на любительском уровне (для себя и для друзей), кто – на профессиональном (с проведением авторских выставок и признанием международных профессиональных организаций кукольных мастеров). Каким же образом можно научиться делать куклу?
«…пусть меня научат!»Формально профессии «кукольный мастер» у нас не существует. Искусству этому не учит ни один вуз ни в России, ни в Украине. Художники, которые сегодня уже любимы и признаны, вынуждены были в свое время собирать знания «с миру по нитке». Ведь для создания куклы нужно разбираться и в скульптуре, и в костюме, и в колористике, быть и модельером, и парикмахером, и визажистом… Но «кукольный бум» в России (скоро это явление, несомненно, придет и в Украину) привел к созданию профессиональных объединений и школ. Сейчас в Москве работает уже несколько центров, где «кукольному» мастерству учат именитые художники и профессиональные преподаватели искусства: Школа Кукольного дизайна Светланы Воскресенской (самая первая в России, за 5 лет выпустила более 6 тысяч студентов), Школа Юлианы Тарановой и Школа при клубе-студии «Кукольная коллекция». Программа обучения, как правило, включает в себя 8 занятий по три часа, «на выходе» у каждого ученика «рождается» своя кукла. Конечно, уровень первой работы зависит от художественного дара и уже имеющихся навыков. По словам специалистов, бывает, что уже и первая кукла говорит о таланте и большом будущем автора. И все же в большинстве случаев созданию куклы учатся просто как интересному хобби. Ведь подобное занятие приносит колоссальную радость творчества, снимая стрессы и усталость от однообразных будней.По словам Елены Громовой, создание собственной куклы дало ей такое же ощущение счастья, как и рождение первого ребенка: «Хотелось раскрыться. Я получала удовольствие, от того что могу лепить, придумывать костюм, шить. Все, что я умела понемножку, вдруг соединилось в кукле. Это первое ощущение было так прекрасно, что сейчас я даже немного завидую начинающим…».Насколько же трудно сделать куклу? Опытные мастера говорят, что сотворить куклу нетрудно (если знаешь, как). Но у настоящего художника рождению куклы предшествует длительный этап вынашивания идеи, придумывания. Поэтому-то и отличается авторская художественная кукла от китайской тиражной не только виртуозной техникой исполнения, но и особой философичностью, концептуальностью, да и энергетикой, в конце концов. «Длительность изготовления зависит от технологии, в которой работает кукольник, — говорит киевская художница и хозяйка галереи «Парсуна» Оксана Помазан. – Мой собственный рекорд — неделя. Когда я ездила в Голландию – учиться у известной художницы Ивонн Хугештегер-Флипс, у меня было всего 7 дней. Я почти круглосуточно занималась своей куколкой, не отвлекаясь ни на что другое. Конечно, работать в таком режиме постоянно невозможно. В среднем на «физическое» создание куклы уходит около месяца».А не поздно ли взрослому человеку начинать играть в такие «игрушки»? Никогда не бывает поздно, считают мастера. Та же Елена Громова рассказывает, что, получив к 30-ти годам должность заместителем директора большой московской гимназии, вдруг поняла — работа ее скучна и неинтересна, а больше всего на свете всегда хотелось заниматься творчеством. Тогда Елена и ушла из профессии – учиться делать куклы. Сегодня в «кукольных» школах занимаются люди разного возраста, среди учеников есть даже бабушки на восьмом десятке.В Украине искусству создания куклы можно научиться, напросившись в подмастерья к кому-нибудь из уже сложившихся художников-кукольников. А недавно в Киеве при специализированной кукольной галерее «Парсуна» открылась профессиональная школа, где можно будет посещать авторские мастер-классы, ведущих кукольников Украины, России, Голландии. «Многие найдут себя в этом деле, — считает Оксана Помазан. — Мы откроем миру таких художников, о которых даже и мечтать не могли. Уверена, украинские коллекционеры увидят работы высочайшего уровня». Кстати, по мнению многих кукольников, для прихода в «кукольное» дело вовсе не обязательно быть художником. Неординарные, удивительные работы иногда рождаются у людей, далеких от искусства, чье мышление «не ограничено» профессиональным знанием.
Во многих странах созданы профессиональные объединения, признание которых фактически гарантирует мастеру знаменитость и популярность. Кстати, российские художники Татьяна Баева и Има Народицкая уже причислены к членам Американской кукольной академии, художница Наталья Победина входит в состав Национального Института Американских Художников кукольников (NIADA), а Елена Лисина, Светлана Пчельникова и Наталья Юркина – в Британскую Ассоциацию авторов кукол. В апреле 2006 года в России также было создано профессиональное Международное Объединение авторов кукол (МОАК).Центром «кукольной» жизни на пост-советском пространстве стала Москва. Уже в 1997-ом году здесь в Кукольной галерее Вахтановъ прошла первая выставка. «Побывав в Нью-Йорке на Всемирной кукольной ярмарке, я вернулась оттуда потрясенная, что такая красота спрятана от глаз моих соотечественников, — рассказывает организатор выставки Ирина Мызина. – Я открыла для себя мир кукол, как открывают звезды. Вскоре появилась идея провести международную выставку в Москве. В той первой акции участвовало совсем немного авторов (около 20-ти)… И все же интерес у публики был таким горячим, что, несмотря на свирепствовавший тогда мороз, у входа на выставку образовалась длинная многочасовая очередь…». Теперь помимо регулярных выставок, организуемых разными галереями, в Москве каждую осень проходит большой Международный салон кукол. Это особое событие в «кукольной» жизни всей планеты. Организаторы Салона — журнал «Кукольный Мастер» и Клуб коллекционеров кукол России. В этом году Салон посетило более 17 тысяч человек (общая площадь выставки – 1500 кв. м.). Стоимость куклы на таком мероприятии достигала $25 тысяч.
Газета «Бизнес №5
18 декабря 2006 г