Пилигримы

Posted by on | 0 Comments

Pilgrims

Выставка эмалей Алексея Коваля и скульптуры Александра Кузьмина

«Пилигримы»

с 15.05.15 по 14.06.15

Воины, пираты, цари, волхвы, ангелы, демоны, мудрецы, великаны… Персонажи легенд и сказок разных стран мира, путешествующие из одного эпоса в другой, материализованные в реальности по воле художника Алексея Коваля и скульптора Александра Кузьмина. Яркие как впечатления от пережитых приключений, разные как воспоминания. Галерея «Парсуна» собрала этих удивительных пилигримов фольклора под одной крышей.

В центре экспозиции сказочно-магические куклы Алексея Коваля, выполненные в технике горячей эмали. Идея работать именно с эмалью возникла у Алексея после длительных поисков наиболее выразительных способов передачи своих мыслей, приходящих на ум образов. Эта техника относится к элитарным, ювелирным видам искусства, поскольку требует длительного процесса обучения и подготовки. Алексей Коваль обучался горячей эмали несколько лет, изучая опыт китайских, итальянских, индийских мастеров, совершенствуя свои знания в путешествиях по миру. Сочетание различных эмалей, как в смеси, так и при послойном наложении друг на друга, может давать удивительные эффекты. После того как пластина остынет, красочный слой приобретает качество стекла. В силу особенности технологии, где огонь вносит элемент случайности, произведение получается уникальным, и точно повторить его не может даже автор.

Головы и руки кукол А. Коваля – объемные, а тела плоские — орнамент платья заполняет собою все пространство, захватывает внимание, притягивает, гипнотизирует.

Там казак. Не видите? Не ищите взглядом привычной вышиванки, широких шаровар. Представьте, что запорожец бродит по Капалы Чарши (огромному рынку) в Стамбуле. Его красный цветастый кафтан, а может, восточный халат по форме напоминает колокольчик. Задумчивый взгляд устремлен на зрителя, будто он пытается прочесть ваши мысли. Голова в высоком тюрбане с пером слегка наклонена влево. Казак знает массу историй, но с любопытством выслушает и вашу. В руках у него бирюзовая незабудка, на ногах – не то сапоги, не то восточные остроносые туфли. Он не столько воин, сколько поет.

Здесь повелитель небесных светил. На его синем халате силуэты деревьев и небо в тучках, сквозь которые проступают звезды. За спиною – диск солнца, а в руках – луна. Глубокая морщина на лбу, сосредоточенный взгляд, плотно сжатые губы. Он неподвижен, но всегда в движении.

Неподалеку от них сказочный великан, громадный как гора, на вершине которой растет лес. Его шлем упирается в небо. На лазурном кафтане облака, в них цветы-мандалы. Руками он держит за плечи воина, вооруженного кинжалом и саблей. Великан сам по себе является более мощной защитой, чем все оружие ратника.

Еще один образ – «Ангел-Демон» – трикстер, объединяющий в себе светлое и темное начало. У него есть крылья и рога. Он кричит «о-го-го-о-о», и его голос разносит эхо. На белом кафтане чередование вертикальных орнаментов алого и лазурного цвета. По контуру фигуры – бубенчики. В них заключен смех. Сам персонаж будто олицетворяет собой смех добрый и злой одновременно.

На вопрос: откуда берутся те или иные образы, Алексей Коваль говорит, что куклы будто заходят к нему в гости из параллельного мира, другого времени. Делаются они в двадцать четыре этапа. На последних стадиях эмаль запекается при температуре в семьсот-восемьсот градусов, что дает разные цвета, растяжки. «Даже через 500 лет такие краски не выгорают, и если молотком эмали не бить, они практически вечные», – объясняет художник.

Кроме кукол и работ Алексея Коваля из других серий в «Парсуне» представлены также скульптуры Александра Кузьмина. На первый взгляд созданные скульптором образы кажутся простыми и понятными, но у каждого из них свой секрет.

Композиция «Танец. Возрождение»: три стройные фигуры в длинных платьях склонились в центр, повинуясь некой мелодии. В памяти всплывает весенний танец граций. Безусловно, работу А. Кузьмина можно рассматривать в том же ключе воскрешения земли после зимнего сна, но с небольшим отличием. У Александра танцуют не женщины, а мужчины в костюмах второй половины XV века. Так что возрождение здесь касается не только природы, но и одежды.

Одни бронзовые изваяния вобрали в себя колорит увиденных автором стран, другие родились под впечатлением событий, происходящих в родном государстве. Например, однокрылый ангел-хранитель. Глядя на него, понимаешь, что охранять – тяжкий труд. Видимо, он сильно устал, а может, даже напуган. Ему бы сжаться в комок, укрыться пледом, но ангелам не положено хандрить. Улетел бы, но и это невозможно – крыльев не хватает (где и когда ангел

потерял второе – загадка). Одна его нога поджата к груди, вторая стоит на носочке. Он склонил голову и грустно рассматривает единственное крыло. Тем не менее, по словам Александра, этот ангел вынужден до последнего оберегать человека, независимо от количества крыльев и его собственного отношения к происходящему.

Есть здесь и еще один дозорный – «Король-Рыбак». Опытный рыбак с одной стороны, с другой – персонаж из произведений о короле Артуре, хранитель Грааля. По легенде он тяжело ранен в сражении копьем судьбы, от чего страдает не только сам, но и все его озёрное королевство. И только вода в Граале из рук избранного рыцаря способна его исцелить. Взору посетителей галереи предстает печальный бородатый старик, лишь корона на голове которого выдает в нем правителя. Укутанный в сеть, где запутались рыба и водоросли, позабытый герой. Ни улов, ни обладание Граалем его не радуют. Он слишком давно ждет своего лекаря.

Еще одна формально реалистическая работа, сделанная теперь уже по индийским эскизам – продавец флейт. Такой себе человек-оргáн, из-за спины которого веером торчат трубы. На одной из флейт он играет, рекламируя свой товар. Усатый, остроносый, увлеченный. По словам А. Кузьмина, из-за прически его персонажа все обзывают гуцулом. На это можно заметить, что музыка объединяет все народы.

Новые впечатления от разных стран — главный источник вдохновения для обоих мастеров. Художнику Алексею Ковалю и скульптору Александру Кузьмину удалось трансформировать их в новую экзотическую реальность, которая представлена на выставке в «Парсуне».

  Марина БрикимоваAfisha

Kuzmin

Александр Кузьмин
Родился 1979 в г. Харькове.
1994 -1996 – Харьковский Художественный лицей, при Харьковском художественно-промышленном институте.
1996-1998 – Харьковский художественно-промышленный институт скульптурный факультет (.у А.П. Бережного, А.Н. Ридного).
1998-2003 – Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры, скульптурный факультет (у В.А. Чепелика, И.В. Макогона и др.)
С 2000 года – состоит в Национальном Союзе Художников Украины.

С 1998 года участник многочисленных украинских и зарубежных выставок, скульптурных триеннале, среди них персональные выставки в различных галереях — «L-Арт», «Tadzio» и другие; персональная выставка при посольстве Венгрии, Киев; персональная выставка «Европейский дневник», Совет Европы, Страсбург, Франции и другие. Участник международных пленэров, симпозиумов, аукционов и международных конкурсов, среди которых медальерный конкурс, посвященный известному скрипачу И. Штерну, Израиль и др.

Автор ряда мемориальных досок для Киевского политехнического института; мемориальные доски Н. Тихому, Киев; Г. Кирпе, Чоп и другие.

С 2009 года – один из художников и автор дизайна памятных монет Национального банка Украины.

Работает с различными материалами, в жанре станковой и монументальной скульптуры.
Работы находятся в частных коллекциях Украины, Польши, Франции, России, США, Италии, Великобритании, Индии и др. (в коллекциях Карлоса Паскуаля, Майкла Блейзера и др.).
Живет и работает в г. Киеве.

Koval

Алексей Коваль
Родился 1977 году в г. Киеве.
В 1996 году окончил Республиканскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко.
С 1996 по 2002 год учился в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, факультет живописи (мастерская В. И. Забашты).
С 2000 года работает в области монументального искусства: около 100 произведений в Украине и за рубежом. Это фрески, мозаики, росписи, эскизы витражей. Сотрудничал с украинскими и зарубежными архитекторами, в частности С. М. Миргородским, Ю. Остапенко, В. Завгородний, К. Любек, М. Бизатти.
С 2006 по 2009 годы учился технике горячей эмали в Киеве в мастерской И. М. Кириченко и изучал особенности техники в частных мастерских всего мира: Китая, Индии, стран Европы.
С 2009 года много и плодотворно работает, используя различные возможности техники и различные материалы – серебро, медь, бронзу, драгоценные камни.
Участник многочисленных симпозиумов, выставок и художественных пленэров.
С 1998 по 2004 годы – «Конгресс молодых художников» Алупка, Черновцы, Путила.
2000 год – Италия, «Пейзажниа Флоренция».
2004 – 2012 годы, Хорватия, о.Хвар, Дубровник, Задар.
2012 год – Болгария, симпозиум в г.. Банско.
2013 год – Непал, «Медитативная Покхара».

Коллекция работ по эмали насчитывает около восьмидесяти произведений.
Произведения находятся в частных коллекциях Украины и за рубежом.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus