Статья «Очарованные Куклой»

Posted by on | 0 Comments

Yuriy Borodin "Mozart i Salieri"

Очарованные Куклой

Искусство – это любовь, излитая на загадки

Райнер-Мариа  Рильке (австрийский  поэт и писатель, XIX-XX вв.)

     Однажды Король Летучих Мышей* с глазами, полными слёз, бросился на холодный пол. Его фарфоровая голова раскололась. Он не смог пережить боль обиды на гостей своего Человека, которые назвали его страшилищем…

     Могут ли куклы чувствовать? Страдать? Ненавидеть? Любить?.. Если вы ответили «да» на эти вопросы, значит, вы – Очарованный. Тот, кто воплощает их загадочные образы. Или тот, кто фанатично ищет свою Главную куклу. Или вы просто давным-давно в детстве заглянули в глаза потрепанной подружке своей бабушки и вдруг поймали ответный взгляд, который запомнили на всю жизнь.

     Может быть, у вас будет только одна кукла. Но, скорее всего, обжившись, она попросит вас о компании. И, ревнуя и любопытствуя, будет долго решать, принять ли ей новенькую. А потом они обе уже более решительно подтолкнут вас к новому поиску. «Это затягивает», — задумчиво улыбнувшись, комментирует свое увлечение коллекционер Ольга Васильевна Лысенко. Стоит только начать – и ваша жизнь изменится. Изменится навсегда.

     * Историю о Короле Летучих мышей – оригинальнейшей кукле, которую создала Елена Кунина, рассказала Ольга Васильевна Лысенко, известный украинский коллекционер. Она приобрела «Короля» на выставке в Нью-Йорке, потому что очаровалась его страдающим взглядом. Кукла заняла почетное место в гостиной. Но гостям кукла показалась пугающей, даже отталкивающей. В тот же вечер «Король» непостижимым образом выпал из глубокого кресла. Странные, порой откровенно мистические истории о куклах знает любой коллекционер или автор-кукольник.

Искусство – если не хлеб, то вино жизни

Жан Поль (немецкий писатель, XVIII-XIX вв.)

     Вино  жизни

     Случалось ли вам влюбляться сразу, с первого  толчка, с неровного кувырка сердца, с мгновенного осознания – это моё? Тогда вы поймете, что чувствует человек, впервые встретившийся со своей куклой. Впрочем, во второй, третий, десятый раз все повторяется. И в этом заключено особое очарование коллекционирования кукол. И поиск, и находка дают острое ощущение удовольствия, даже счастья. Согласитесь, в нашем мире купированных эмоций, неумения радоваться и удивляться это очень ценно.

     Куклы – ровесники самого человечества. Изначально они были атрибутами сакральных обрядов, и касаться стилизованных фигурок людей могли только жрецы. Потом они стали «наглядным пособием» для детей, которые учатся быть взрослыми. Позже с их помощью расширился круг развлечений взрослых: разнообразные кукольные театры взяли на себя функции образовательные, сатирические, даже политические. Недаром в Средние века Инквизиция запретила куклам «говорить» — средством выражения идеи стали поза, жест, костюм. И, наконец, куклы наравне с живописью, скульптурой, литературой, театром стали искусством. Разумеется, не все. И не сразу.

     Когда появилась первая художественная кукла, кукла – арт-объект, сказать сложно. Кто-то из специалистов ведет отсчет от 1881 года, когда на выставке импрессионистов в Париже была представлена восковая фигурка «Маленькая танцовщица» (Petite Danseuse), созданная Эдгаром Дега. Некоторые исследователи утверждают, что в Средние века и в Европе, и в Японии уже существовали неигровые куклы.

     Куклы для красоты, а чаще куклы для  рекламы известны с XVI века, когда производители модной одежды, аксессуаров, косметики использовали их как манекены для демонстрации своих изделий. Пандоры – так их называли, наверное, из-за прилагающегося к ним сундука с модными соблазнами – рассылались не только в пределах своей страны, но и за рубеж.

     Постепенно эволюционировали материалы и технологии изготовления кукол. Тряпичные, деревянные, глиняные, восковые куклы в XVIII – начале XIX веков были потеснены фарфоровыми. Кукла могла быть полностью фарфоровой или иметь фарфоровую голову, а руки, ноги, тело – из композита (деревянная крошка + бумага) или папье-маше (смесь бумаги, песка, цемента и муки). Эти материалы тоже были востребованы у изготовителей кукол. В ХХ веке появились специальные пластики: цернит, ладол, фимо, эфапласт, а также паперклей (аналог папье-маше).

     Отличительной особенностью всех художественных кукол  является их высокая эстетическая ценность и явная абстрагированность от игровой сферы. Даже куклы, которые в XVIII–XIX веках производились на известных французских или германских фабриках немалыми тиражами, выдавались детям по большим праздникам. Чего уж говорить о куклах one-of-a-kind (в единственном экземпляре) или limited edition (ограниченной серии).

     Говорят, одной из первых именитых собирательниц кукол была царица Египта Клеопатра. В ее коллекции было несколько тысяч роскошно одетых кукол. Более скромные коллекции встречались практически в каждом дворянском (или просто состоятельном) семействе Европы, Азии, России. Например, в Японии в каждом доме, где были девочки, имелась коллекция кукол «хина». Керамические куклы в роскошных одеждах раз в год во время праздника «Хина мацури» (Праздник кукол, или Праздник цветения персиков, или Праздник девочек), расставлялись на специальной этажерке, чтобы привить девочке чувство прекрасного, сформировать у нее правильное представление о семейной иерархии, а также рассказать о достатке и вкусе семьи. Эта традиция сохранилась и в XXI веке. В Европе художественные куклы были дорогими и изысканными подарками, способными в самом выгодном свете представить дарителя и стать очаровательным украшением интерьера.

     Во  второй половине ХХ века в Европе и Америке коллекционирование кукол стало популярнейшим увлечением тысяч состоятельных людей. Среди Очарованных – Селин Дион, Деми Мур, Вупи Голдберг, Барбра Стрейзанд, Барбара Буш, Опра Уинфри, Дина Верни (модель Матисса и Боннара), Робин Уильямс, Чулпан Хаматова, Анита Цой, Ольга Кабо, Илзе Лиепа, Андрей Макаревич, Александр Лившиц, Вячеслав Малежик, Оксана Ярмольник. Кукол коллекционировали Майкл Джексон и принцесса Диана.

     Каждая  коллекция начиналась почти случайно – с подарка, заскучавшей антикварной  куклы бабушки, созданной своими руками «мотанки», спонтанной покупки… Поэтому и куклы, любовно отыскиваемые на выставках, в галереях и антикварных салонах, очень разные. Ценители собирают этнографические**, антикварные**, авторские куклы** и т.д.

     Специалисты утверждают, что коллекционирование кукол – это не только мало с  чем сравнимое удовольствие, но и  удачное вложение денег. Цены на авторские  и антикварные куклы растут с каждым годом, и на аукционах их стоимость нередко достигает нескольких десятков тысяч долларов.

Кукольных дел мастер

Искусство – это сотрудничество между Богом и художником,

и чем меньше делает художник, тем лучше

Андре Жид (французский писатель, XIX-XX вв.)

     В ХХ веке с появлением разнообразных пластиков стало меньше мастеров, работающих с фарфором. Кукольное фарфоровое производство затратно и сложно. Заготовка обжигается в специальной печи при температуре выше 1000 градусов. При этом она может потрескаться или дать усадку. Но фарфоровые куклы, как показало время, способны прожить не одно столетие. А гарантия на неизменность свойств пластика – около 50 лет. Зато пластик демократичнее в обработке, позволяет лучше прорабатывать детали, выполнять более тонкие скульптурные работы. Кроме того, вылепленная из пластика кукла гарантированно уникальна. Даже если автор решит повторить ее еще раз, у него никогда не получится то же самое.

     Кукольник – творец-универсал. Он не только скульптор, но и визажист, парикмахер, модельер, ткач, историк, даже психолог. Сама фигурка, мельчайшие детали туалета, обувь, аксессуары, мебель, музыкальные инструменты, книги, комнатные собачки, птицы и все, что сопровождает куклу в ее воплощении, сделано руками мастера. Заметим, что шить для куклы – далеко не то же самое, что шить для человека. Фактура большинства тканей слишком груба для миниатюрных модниц – наряды будут неловко топорщиться, и швы окажутся заметными. То же касается и орнаментов – пропорциональные человеческому росту горошек или клетка на пиджаках или брюках кукол смотреться не будут. При создании исторических костюмов необходимо знание истории моды, важно подобрать старинные ткани или специальным образом состарить новые. Крошечные украшения для кукол нередко изготовлены из драгоценных металлов и камней. Огромное значение для куклы, конечно же, имеют глаза. Многие мастера изобретают собственные технологии «оживления» взгляда. Не правда ли, это напоминает поиск старыми скрипичными мастерами собственных рецептов лаков?  

     Мастер  работает над созданием куклы  минимум месяц. И это только ее физическое воплощение. Как долго и насколько мучительно рождается замысел, не ответит никто или каждый ответит по-разному. Мастера вкладывают в свои творения огромную энергетику, помогающую реализовать их идею, метафору, символ. Являются ли куклы, нередко даже внешне похожие на своих создателей, отражением души художника? И да, и нет.

     Вымечтанная в душе у автора кукла выдвигает собственные условия появления на свет. «Эта улыбка кажется мне глупой и жеманной! Нет, такая поза мне не нравится! Эти руки… Мне они не подходят! Послушай, сделай мне вот такую шляпку! Ты ничего не понимаешь про меня!»… Воплощенный образ – это результат небесконфликтного соавторства куклы и кукольника. И их секретом останется, кто постарался больше. Кукольник – не только творец. Кукольник – Медиум, посредник между миром людей и неким «этномиром», «мифомиром», а кукла – зашифрованное послание этого мира. И далеко не всегда сам кукольник может объяснить природу рожденного им образа. При этом любой из кукольников подтвердит, что нет занятия более прекрасного, творческого, антистрессового, возрождающего к жизни, чем создание куклы.

     В мире немало профессиональных объединений кукольников: Американская кукольная академия, Национальный Институт Американских Художников кукольников (NIADA), Британская Ассоциация авторов кукол, Международное Объединение авторов кукол (МОАК) и многие другие. В России с 2007 года авторская кукла – официальный отдел Союза художников. А в Украине есть только горстка энтузиастов, пытающихся доказать, что кукла – полноправное направление в искусстве, как живопись, кино, театр, привить в нашей стране культуру коллекционирования. Ведь это так прекрасно – быть Очарованным. Хоть чем-нибудь…

Любовь  с первого взгляда

Искусство – посредник того, что нельзя высказать

Гёте (немецкий писатель, XIX в.)

     Куклы любимы людьми. Куклы завораживают людей. Рецепт этого приворота замешан на исконном мистицизме нашего сознания. Нас тянет к «ужастикам», а с куклами связано столько страшных историй о колдовстве, порче, таинственных смертях и распоясавшихся «барабашках»! И не все эти истории, заметим не без суеверной дрожи, можно отнести к разряду надуманных «пугалок» или явлений, объяснимых с научной точки зрения.

     А еще нам импонирует их метафоричность, их способность будить наши души, при этом избегая нравоучительности. И, конечно, нас очаровывает воплощенная в куклах идея идеальной красоты – красоты без печали старения и без изъянов. Красоты тоже как метафоры, т.к. уродство, странность, жутковатость могут быть гармонизированы с заложенной в кукле идеей настолько, что становятся красивыми. Идеальный и бессмертный – два самых спорных, гипотетических эпитета в мире людей. Куклы, кажется, воплощают эти две мечты.

     Люди, уже давно очарованные куклами, советуют «свежевлюблённым» обязательно смотреть в глаза той, которую вы захотите принести в свой дом. Это необходимо, чтобы убедиться – вы понравились друг другу, сколь бы забавно это ни звучало. Куклы не так однозначно «объектны», как картины или скульптуры. Недаром многие кукольники считают продажу своих творений чуть ли не работорговлей. Но выбранные с душой, они станут самым запоминающимся подарком из всех, что вы когда-либо делали. И неважно, этот подарок предназначен вам или близкому человеку. Стоит задуматься об этом накануне самых любимых, волшебных, одухотворенных, практически идеальных праздников…

Ольга Шишова

Вставки

     1. к главе «Вино  жизни»

     **Словарик 

     Антикварная кукла (antique) – кукла старше ста лет

     Винтажная (или коллекционная) кукла (vintage) – стилизованная кукла старше 50 (75) лет

     Авторская кукла – кукла, изготовленная вручную в единственном экземпляре или ограниченным тиражом

     Этнографическая кукла – кукла, обладающая чертами  лица определенного этноса, одетая в национальный костюм определенной эпохи

     Характерная кукла – преимущественно немецкая кукла начала ХХ века с реалистичным, эмоциональным выражением лица. Эти  куклы «обижаются», «сердятся», «плачут», «смеются» и «боятся»

     Кукла-автомат – преимущественно французская механическая кукла на подставке, в которую встроен механизм

     Памятка «свежеочарованным»

     Самые дорогие куклы – антикварные, винтажные и авторские. Их стоимость  достигает нескольких десятков тысяч  долларов.

     В Европе известные фабрики иногда выкупают у мастеров-кукольников право на тиражирование образа их куклы. В этом случае кукла, например, Хильдегард Гюнцель, выпущенная тиражом 8-10 экземпляров и стоимостью более 10 тысяч долларов, может появиться в продаже, выполненная в меньшем размере или более демократичных материалах, и стоить она будет уже не более 500-1000 долларов.  

     Перед покупкой стоит проконсультироваться у специалистов, какие куклы обладают коллекционной ценностью, сориентироваться по стоимости работ известных кукольников. Опытные коллекционеры хорошо знают, чего хотят: тип кукол, автор, период изготовления. Они придирчивы к безукоризненности исполнения. Если речь идет об антикварных или винтажных куклах, значение имеет время создания, производитель, количество сохранившихся экземпляров, состояние куклы, наличие аутентичных одежды и аксессуаров и многое другое. В современной же авторской художественной кукле коллекционеры ценят, во-первых, воплощенные в кукле эмоции и метафоры и, во-вторых, ручную работу, подразумевающую уникальность данной куклы (как правило, они изготавливаются из пластиков) или ограниченность копий (это касается фарфоровых кукол, чей тираж обычно не превышает 15-20 экземпляров). Для коллекционной куклы обязателен сертификат, в котором указаны сведения о ней: автор, название, время изготовления, материал, количество экземпляров.

     Приобрести  по-настоящему ценный экземпляр можно  в аукционном доме Theriault’s (США), специализирующемся на продаже антикварных кукол, плюшевых медведей и других игрушек, на торгах таких корифеев, как Sotheby’s и Christie’s (Англия), Dorotheum (Австрия), на выставках (Всемирная кукольная ярмарка, Нью-Йорк; Международный Салон кукол в Москве; Московская международная выставка-ярмарка кукол и медведей Тедди «MOSFAIR»), в некоторых европейских, а также российских и украинских галереях. Например, в Салоне авторской куклы – галерее «Парсуна» (Киев) и других.

     Интересные  коллекции

     Ростовчанка Татьяна Бунь собирает, реставрирует и создает кукол уже почти два десятилетия. В ее коллекции несколько сотен экземпляров из фарфора, папье-маше, целлулоида и пластика. Она сама разработала для своих кукол рецепт фарфора, собственноручно шьет наряды и делает парики. А начиналось все с куклы, которую она нашла на помойке! Татьяна особенно ценит кукол с историей: например, в ее коллекции есть антикварные куклы, выменянные у дворянских семей в голодные годы войны на продукты, одна кукла принадлежала когда-то семье Немировича-Данченко, другая приехала из разрушенного войной Берлина, где ее нашел советский солдат.

     Интереснейшую коллекцию кукол создала российская художница Мария Тихонова. Все ее куклы одеты в национальную одежду агинских, иркутских, хоринских, селенгинских бурят. Наряды воссозданы по этнографическим исследованиям, воспоминаниям и старым фотографиям. Уникальные костюмы украшены кораллами, серебром, вышивками и плетениями. Каждый бурятский род имел собственный крой одежды и форму шапок, и эти особенности отражены в коллекции.

     У известного в Иркутске коллекционера Владимира Лапенкова одно из крупнейших собраний этнографических кукол в национальных костюмах, с аутентичными прическами и аксессуарами. В его коллекции – более 800 (!) экземпляров со всех континентов. Первая кукла была привезена из Северной Кореи. Есть куклы из Монголии, Китая, Южной Кореи, Японии, Европы, Америки. Куклы выполнены из дерева и кости, фарфора, глины, пластика, кожи. Кстати, ни в одной коллекции мира нельзя найти кукол из Ливана и Пакистана – их запрещено делать Кораном.

     У украинской мастерицы из Тернополя Натальи Басараб в коллекции – только звезды. Созданные ею из гипса и пластика принаряженные Софи Лорен, Людмила Гурченко, Луи де Фюнес, Мерилин Монро, Ольга Сумская, Брижит Бардо и другие узнаваемы не только за счет портретного сходства. Каждая из почти метровых кукол обладает пластикой и характерными особенностями своих прототипов.

     Сергей  Соловьев из Житомира тоже делает кукол сам. Но его интересуют преимущественно персоны, имеющие отношение к политике, а не к искусству. В коллекции под названием «Эпоха лидеров» есть Ленин, Сталин, Папа Римский, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Владимир Путин и другие. Портретную куклу он лепит по фотографии, запекает в обычной духовке, потом гримирует, лакирует и одевает.

     Свою  коллекцию аргентинка Тереза Переник де Бейофато унаследовала от отца – хорвата. Сейчас в собрании семьи Переник – около 400 кукол из более чем 150 стран. Большинство кукол были подарены руководителями государств, их женами, известными политиками и деятелями искусства. Одним из последних приобретений стала кукла в национальном армянском костюме от президента Армении Сержа Саргсяна.

     В коллекции киевлянки Ольги Лысенко фарфоровые авторские и антикварные куклы, куклы из дерева, соломы, керамики, текстиля, хлеба, пряников, сыра, а также народные мотанки и вязанки, этнографические куклы, произведения зарубежных, украинских и русских современных кукольников. Ольга собирает коллекцию с середины 90-х годов. На ее объявление о поиске антикварных кукол откликнулись многие владельцы раритетов. Пополнялась коллекция и за счет приобретений на известных зарубежных аукционах, и благодаря подаркам друзей или даже почти случайных знакомых (как это было с антикварной куклой-японкой). Открытая Ольгой Лысенко первая в Украине галерея кукол на Подоле подтолкнула и украинских художников к тому, чтобы создавать своих кукол. Среди них были Ирина Киршина, Ирина Елисеева, Екатерина Петрик, Владимир Пионткевич, Татьяна Федорова, Юрий Мельник, Ирина Бондарева и другие.  

     Московский  бизнесмен Леонид Огородников собрал поистине потрясающую коллекцию солдатиков и миниатюр на военную тематику.

     В коллекции журналистки Владимирской телестудии Ольги Полисадовой куклы, подаренные многими известными людьми и даже VIP-персонами. Одна из них – от политика Григория Явлинского.

     Есть  коллекционеры, собирающие исключительно куклы-автоматы,** или немецких характерных** кукол, или французских Bebe («малышка») производства Jumeau, или исключительно фарфоровых красавиц. Каждая коллекция уникальна. Каждая – произведение искусства.

     2. к главе «Кукольных дел мастер»

     Пусть меня научат!

     Создание  куклы – процесс не только длительный и сложный, но и очень увлекательный, приятный, почти лечебный – это  оптимальная арт-терапия. Несмотря на то что настоящие кукольники и  в наши дни тщательно оберегают  секреты мастерства, научиться делать кукол можно. И на Западе, и в нашей стране работают школы, известные кукольники проводят мастер-классы, на которых учат лепить лицо и фигурку, создавать характеры, гримировать, причесывать, одевать кукол. Рассказывают о технологиях изготовления аксессуаров, знакомят с нюансами обработки материалов. В России это школа Кукольного дизайна Светланы Воскресенской, школа Юлианы Тарановой, школа при клубе-студии «Кукольная коллекция», в Украине – школа при галерее «Парсуна», где можно принять участие в авторских мастер-классах ведущих кукольников Украины, России, Европы.

     Каждый, кто прошел обучение, станет обладателем  своей собственной куклы. И лишь от вас будет зависеть, окажется этот навык простым «рифмоплетством» (что тоже полезно), или вы станете Поэтом (что очень ответственно). Дерзайте!

Папа  Карло XXI века

     Российские кукольники: Олина Вентцель, Татьяна Баева и Има Народицкая (члены Американской кукольной академии), Наталья Победина (Национальный Институт Американских Художников кукольников (NIADA)), Светлана Пчельникова (президент НП «Международное объединение авторов кукол»), Елена Лисина, Наталья Юркина (члены Британской Ассоциации авторов кукол), Елена Кунина, Александра Кукинова, Александра Окатова, Ольга Егупец, Дима ПЖ, Галина Захарова, Наталья Никулина, Гуля Алексеева, Ирина Горюнова, Анна Аракчеева, Ольга Крыжановская, Наталья Ягупова и другие.

     Украинские кукольники: Ирина Елисеева, Екатерина Петрик, Ирина Киршина, Наталья Долганникова, Марина Руденко, Татьяна Федорова, Настя Крава, Наталья Рудюк, Елена Ступа, Татьяна Деревинская, Оксана Рубисевич и другие.

     Зарубежные кукольники: Ивонн Хугештегер-Флипс, Хильдегард Гюнцель, Марлен Верхельст, Анки Даанен, Марлин Энгелер, Тина Камербек (Голландия), Амалия фон Месснер, Вильтруд Штайн, Сильвия Везер, Анна Гилленберг, Кристель Хартц (Германия), Энн Тиммерман, Ардис Шанс (США), Надин Лепинляуски (Франция) и другие.

     3. к главе «Любовь  с первого взгляда

     Странные  истории Blythe и Mooqla

     «Это  Блайт»

     История куклы Блайт (Blythe) бесконечно сюрреалистична. Она была выпущена компанией «Кеннер» в 1972 году, несколько месяцев весьма активно осваивала рынок, а затем мгновенно исчезла почти на тридцать лет. Тридцатисантиметровая кукла была на редкость оригинальна. Огромная голова, маленькое истонченное тело. Холодное выражение лица, тонкогубый ротик, фантастические глаза: и голубые, и оранжевые, и черные, и зеленые. У куклы под волосами спрятана веревочка, дернув за которую, можно менять цвет ее гигантских недобрых глаз. К странной игрушке прилагалось восхитительное приданое: модные наряды, аксессуары, бижутерия. Кукла притягивала и отталкивала демонстративной самодостаточностью, ледяным равнодушием и этими непостижимыми глазами-хамелеонами. Когда стало ясно, что дети откровенно боятся Блайт, производитель изъял их из магазинов.

     В конце 90-х годов известная теле- и радиопродюссерамериканка Джина Гэрэн купила на Интернет-аукционе свою первую куклу Блайт. Она была так похожа на нее саму… За ней последовали другие. Девушка брала их с собой в путешествия по разным странам, фотографировала на фоне местных достопримечательностей и архитектуры. В один прекрасный день она отправила эти фотографии в пять разных издательств. Все пять сразу предложили сотрудничество. Книга «Это Блайт» вышла в 2000 году, и с тех пор популярность Блайт растет год от года. В числе их коллекционеров – Лив Тайлер, Келли Осборн, Мэрилин Менсон. В качестве виртуальной модели Блайт вдохновила модные дома Galliano, Prada, Gucci, Vivienne Westwood, Issey Miyake, Versace, Sonia Rykiel. Кернеровские куклы тридцатилетней давности стоят сейчас больше двух тысяч долларов, и за ними коллекционеры ведут настоящую охоту.

     Кукла мукла

     Наш мир полон противоречий – как  внешних, так и внутренних. Эти  противоречия раздирают души и взрослых, и особенно детей. Искусство учит, как правильно, как красиво. А если внутри все – неправильно и некрасиво, как быть? Где найти родственную душу, как понять и принять себя? Дизайнер Полина Волошина (Москва) предложила свой рецепт. Вдохновившись суперпопулярным у подростков японским кинематографом: ужастиками, анимэ, мультфильмом «Ghost in the Shell», переосмыслив образы разнообразной современной видеопродукции, она создала альтернативу благополучному образу Барби. Ее «mooqla» — анорексичный подросток со странно отрешенным взглядом. Слишком длинные, по-детски нелепые шарнирные конечности, намек на грудь… Каждая из персонажей проекта обладает биографией, выложенной на сайте, и массой комплексов и странностей, доходящих иногда до извращений. Предполагается, что персонажи, истории которых придумала писательница Линор Горалик, будут вести на сайте дневники и общаться с такими же неприкаянными подростками. Куклы выпускаются ограниченным тиражом, многие их детали выполнены вручную, так что коллекционная ценность mooqla бесспорна. Кстати, на выставке кукол в Москве mooqla получила приз как лучший креативный проект года.

     Атака клонов

     Помните фильм «Три толстяка»? Одной из главных героинь фильма была кукла наследника Тутти – копия актрисы Лины Бракните, исполнившей роль Суок. Ее автор – художница Валентина Малахиева. Съемки закончились в 1966 году, и кукла была передана в музей Киностудии «Ленфильм». Через тридцать лет уникальную куклу продали на аукционе. Новая владелица – российский коллекционер Юлия Вишневская, вскоре обнаружила, что существует еще одна кукольная Суок, выставленная в одном из известных магазинов. Потребовалась экспертиза самой Валентины Малахиевой, чтобы понять – обе куклы не настоящие. В результате расследования обнаружилось, что их обеих изготовил театральный художник Андрей Евсеев, некогда купивший настоящую куклу на киностудии. При этом он разобрал подлинную и использовал ее детали при создании клонов. 75-летняя Валентина Малахиева восстановила свое произведение, но это была одна из последних ее работ. Вскоре художница умерла. Валентина Малахиева была скульптором, оформителем и сопостановщиком десятков спектаклей и фильмов («Три толстяка», «Соловей», «Старая, старая сказка», «Господин оформитель», «Пиковая дама», «Завещание профессора Доуэля»)

     Благодарим  за помощь сотрудников Государственного музея игрушки, директора галереи «Парсуна» Емец Нину Васильевну, а также коллекционера игрушек, директора компании «Гулливер» Ольгу Васильевну Лысенко.

     При подготовке материала была использована информация:

Б. Голдовский «Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы»». – М.: Дизайн Хаус, 2009

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus